Заметки о фотографии

важные
все
Позднее Ctrl + ↑

Lensculture

Продолжаю делиться ссылками на сайты с хорошими фотографиями.

Lensculture.com — интернет-журнал о фотографии, если верить английской википедии — один из самых авторитетных и значимых. Lensculture существует с 2004 года и с тех пор сайт превратился в энциклопедию современной фотографии: здесь опубликовано огромное количество проектов в жанрах от репортажа до файн-арта и интервью с сотнями фотографов со всего мира.

Да, для чтения нужно знать английский, и желательно хорошо. Сам я с трудом продираюсь через частокол незнакомых слов и не всегда простую грамматику, и обычно смотрю лишь галереи. Так как журнал посвящен современной фотографии, смотрю я чаще в лёгком недоумении и раздражении потому, что редко понимаю «Что же хотел сказать автор?»

2018   ссылки

Отбор, собственный опыт

Я несколько раз писал про отбор фотографий «в теории». Сегодня расскажу, как сам отбираю хорошие фотографии.

Для начала важно понять, что отбор — это по смыслу продолжение съёмки. На съёмке вы же не фотографируете всё подряд, вы выбираете определённый объект, образ или сюжет и фотографируете. То есть, первичный отбор происходит, когда камера у вас в руках. Именно поэтому некоторые говорят, что плёночная фотография учит думать. Если на плёнке 36 кадров и катушка стоит 500 рублей, то поневоле начнёшь выбирать кадры прежде, чем нажмёшь на спуск.

Дома, сортируя фотографии за компьютером, вы продолжаете эту же работу. Только вы работаете с уже отснятым материалом. По-хорошему, сейчас вы отбираете те кадры, на которых ваш замысел лучше всего раскрыт. Одна идея — один (лучший) кадр. Это просто, если у вас 5 кадров, из которых нужно выбрать один. Задача усложняется, если кадров 50, и становится совсем сложной, когда их — 500.

Есть два подхода к отбору: первый — удалять плохие кадры, второй — выделять хорошие. Первый подход привлекает тем, что когда вы удаляете неудачные фотографии, то сразу освобождаете место на диске, и к тому же в результате у вас автоматически остаются хорошие кадры. Мне потребовалось много времени прежде, чем я убедился, что этот метод не работает. Во-первых, в этом случае я ищу недостатки фотографий. Такой негативный отбор быстро разочаровывает и убивает желание как разбирать съёмки, так и фотографировать вообще. Во-вторых, мне очень сложно нажать на «Delete», каждая фотография, какая бы смазанная или бессмысленная она ни была, кажется мне ценной, очень ценной. И как будто кто-то нашептывает на ухо: «А может она пригодится ещё?»

Второй подход — позитивный отбор. Мы просматриваем фотографии и отмечаем те, которые нам хоть немного нравятся. А потом ищем лучшие среди хороших, и великолепные среди лучших, и потрясающие среди просто великолепных. Для отбора нужен подходящий инструмент — программа-каталогизатор, с возможностью присваивать рейтинг фотографиям. Если вы фотограф, то вы уже используете Adobe Bridge, Adobe Lightroom или Capture One. Если вы незнакомы с этими названиями, то есть три пути: купить одну из перечисленных программ (случае Adobe — подписаться на сервис), скачать пиратскую версию с торрента или найти бесплатный аналог (например, Picasa Google, BonAView). Процесс позитивного отбора подробно описан в статье «Несколько слов про отбор фотографий».

На курсе Антона Климова мы отбирали фотографии именно так (про курс может ещё напишу). Для своего проекта я принёс 205 фотографий (которые уже выбрал из нескольких сотен), после первого просмотра мы оставили 86, после второго — 42. Затем мы более чётко сформулировали идею для серии, и из 42-х хороших фотографий мы оставили 20 именно под эту идею. Из них постарались составить некоторую последовательность, и в процессе отложили ещё 6 фотографий. Отбор вёл Антон с моим активным участием и комментариями остальных участников курса. В нескольких случаях мы даже проводили голосование между двумя фотографиями. Это был полезный опыт потому, что для других людей твои фотографии — просто картинки. Они не знают, как именно вы их снимали, насколько это было сложно или увлекательно, сколько вы времени выцеливали заветный кадр, как рано вам пришлось проснуться ради этой фотографии и как далеко уехать. Зрители не связаны вашими эмоциями и воспоминаниями, они более свободны в своих оценках.

В конце прошлого года я начал разбирать свой фотоархив, и попросил помощи у своей подруги (спасибо, Наташа)). С её участием дело сразу пошло на лад. Мы садим вместе перед компьютером, и если я «зависаю» над фотографией, она уверенно говорит: «Оставь, если так хочешь» или «Ничего здесь нет, таких фотографий — куча, давай дальше!», —
или, что самое приятное: «Вот эта мне нравится, оставь!» И когда приходит пора удалить слабые фотографии, она командует: «Удаляем, удаляем!»

Совет дня: отбирайте фотографии с подругами и друзьями!

2018   отбор

Завершая «Открытие плоскости».

Думаю, надо уже закончить с обзором.

Как я уже писал, первая глава — это скорее развёрнутое вступление, где автор рассказывает, чем коммерческая фотография отличается от художественной, и в чём заключается художественность этой художественной фотографии.

Вторая глава — о композиции в широком смысле слова.

«...художественная фотография — это, в том числе, и скрытое послание, а теория композиции — если и не универсальный ключ, то подсказка к поиску тайного смысла.»

И вся глава посвящена тому, как пользоваться этим ключом. Речь идёт о том что такое композиция вообще (нет это не правило третей), о том как люди воспринимают изображения, как на снимке передаётся перспектива и объём и так далее. Это самая сложная часть книги: здесь много теории, сложносочинённых предложений и анализа фотографий (да-да, когда на фотографии рисуют разные кружочки и линии). Вместе с тем, она самая важная и нужная. Потому, что объясняет, почему одни снимки хорошие, а другие — не очень. Возможно, после этого вы иначе посмотрите на некоторые известные кадры, или поймёте почему одни фотографии вам сразу нравятся, а на других «чего-то не хватает».

Третья глава «От гелиограмм к стрит-фотографии» — это очень-очень краткая, а потому поверхностная история фотографии. Может быть полезной, если вы вообще ничего не слышали про пиктореалистов или агенство Магнум.

Четвёртая глава — это отвлечённые рассуждения автора о том как развивается художественная фотографии, и много-много цитат.

Саму книгу можно скачать на сайте автора, там же ссылки, где купить бумажную книгу.

О фотографичности

Я продолжаю читать книгу Антона Вершовского «Стрит-фотография, открытие плоскости». Заканчивая первую главу, он размышляет о том, какую фотографию можно назвать художественной, и в чём эта художественность заключается. И в своих рассуждениях он цитирует известную работу Зигфрида Кракауэра — «Природа фильма» (1960).

Основной эстетический принцип, по мнению Кракаэра, заключается в том, что «произведения того или иного искусства эстетически полноценны тогда, когда они создаются на основе специфики его выразительных средств. И напротив, если произведение чем-то идет вразрез этой специфике— скажем, имитирует эффекты, более „естественные“ для другого искусства,— оно вряд ли будет эстетически приемлемым».

Что же отличает фотографию от других видов искусства? Кракауэр отмечает четыре особенности фотографии: непостановочность, случайность, незаконченность, смысловая неопределённость.

«Первая. Фотография явно тяготеет к неинсценированной действительности. Снимки подлинно фотографичны тогда, когда в них чувствуется намерение автора воспроизвести физическую реальность в том нетронутом виде, в каком она существует помимо него. Иногда границы между инсценированными и неинсценированными условиями почти неуловимы.

Вторая. Тяготение фотографии к неинсценированной действительности определяет ее склонность подчеркивать элементы ненарочитого, случайного, неожиданного. Случайные события—лучшая пища для фотоснимков.

Третья. Фотографии свойственно передавать ощущение незавершенности, бесконечности, возникающее от подчеркивания элементов случайного, которые на фотографии, будь то портрет или уличный снимок, запечатлеваются скорее частично, нежели полностью. Фотография хороша только тогда, когда она не оставляет впечатления законченности. Рамка фотокадра—лишь условные его границы; его содержание связано с содержанием остающегося за рамкой; его композиция говорит о чем-то невместимом — о физическом бытии.

Четвертая, и последняя. Фотография склонна передавать ощущение неопределенного содержания, смысловой неясности. На самом деле, поскольку фотограф отбирает содержание своих снимков, он и строит композицию и наделяет их смыслом. Запечатлевая натуру, фотографии наряду с этим отражают и попытки автора постичь и разгадать ее. Но в основном никакой отбор не лишает фотографии склонности к неорганизованному и несобранному, придающей им документальный характер. Поэтому смысловая неопределенность и многозначность, окружающая фотографии словно бахромой, неизбежна».

По идее, чем сильнее на снимке выражены эти 4 особенности, тем большее впечатление должна производить фотография. Сравним известный портрет Сальвадора Дали и фотографию Евгения Канаева.

Вопрос: на каком снимке больше сюрреализма?

BiF

Если чуть расширить рамки, то лучший способ развить хороший вкус в фотографии — смотреть на хорошие снимки (много) и читать хороших критиков (меньше).

Где найти хорошие фотографии и статьи? Начнём с сайта Bird in flight. В узких кругах он широко известен, а в более широких — не очень. Это интернет-журнал о фотографии, что интересно, материалы на русском языке и на английском — разные, есть смысл переключаться между версиями сайта.

На BiF вы найдёте рассказы об фотопроектах, книгах, конкурсах, интервью с фотографами как с русскими, так и с иностранными, и разные околофотографические новости. Радует, что написано всё на нормальном русском языке без жаргона искусствоведов и кураторов современного искусства.

В телеграме BiF тоже есть — @BifMagRu.

2018   ссылки

***

Павел Косенко на днях опубликовал статью-рассуждение о том, что такое хороший вкус, если речь идёт о цвете и цветной фотографии.

Статья интересная и большая. Если резюмировать, то хороший вкус — это способность различать большое количество оттенков цвета. Эта способность, как и любая другая, поддаётся тренировке. Специалисты, которые работают с цветом, художники например, различают намного больше цветов, чем «нетренированные» зрители. Именно по этой причине начинающие фотографы стремятся к насыщенным контрастным фотографиям, они просто не могут оценить разнообразие ненасыщенных оттенков.

На вопрос, как развивать своё цветное зрение ответ один: больше работать с цветом. Начните рисовать или смотрите больше хороших цветных фотографий.

2018   ссылки

О пейзаже

На новогодних праздниках съездил на Байкал, чтобы покататься на коньках и пофотографировать лёд. Сегодня я не буду рассказывать про озёрные коньки и о том, какое потрясение испытывают люди, когда впервые приезжают на Байкал зимой и видят бесконечную чёрную бездну под ногами, и огромные кинжалы сосулек на скалах. Я хочу рассказать про фотографов на Байкале.

Каждый год в январе — апреле сотни людей с фотоаппаратами едут в район Малого Моря с одной целью: фотографировать лёд: зеркальные отражения гор, ледяные поля, торосы, льдины, ледяные гроты, сосульки на утёсах, скалистые острова и мысы, закаты и рассветы. С каждым годом фотографов становится всё больше. Пик сезона — февраль-март, когда действует официальная ледовая переправа на остров Ольхон. Самые популярные достопримечательности: скала Шаманка на окраине Хужира, мысы Саган-Хушун и Хобой, пещеры на острове Харанцы, — в режимное время окружены фотографами со всех сторон. Обычны ситуации, когда на закате в одном гроте сидят пятеро человек и выцеливают одно солнышко между сосулек, или другие пять человек по очереди фотографируют причудливой формы льдинку. Фотографии у всех получаются вроде бы разными, но... если их перемешать между собой и попросить зрителя угадать автора каждой фотографии, то вряд ли он это сделает.

В эту поездку мы остановились на турбазе в районе Курминского залива. Там почти всегда чистый гладкий лёд, сильные ветра с Приморского хребта не дают снегу надолго залежаться. Благодаря хребту в этой местности часты высокие лентикулярные облака. Такое облако висело над заливом всю субботу, а к вечеру, когда солнце опустилось в просвет между ним и горами, все отдыхающие на льду увидели потрясающий закат: огромное огненно-оранжевое облако отражалась во льду, казалось, что даже воздух окрасился в золотой цвет. Естественно, все свидетели этого природного чуда (и я в том числе) достали свои фотоаппараты, смартфоны и принялись снимать шедевры. Чуть позже эти фотографии заполнили ленты соцсетей. Фотографии у всех получились замечательные и одинаковые.

И вот когда я смотрю на одну, вторую, третью фотографию этого заката, у меня возникает вопрос к самому себе: а насколько же мои фотографии отличаются от тех, что я уже увидел? Есть ли в этих кадрах нечто личное, то, что увидел и почувствовал только я? К сожалению, честный ответ в этом конкретном случае — нет.

2018   пейзаж

50 фотографий года

Медуза выложила 50 лучших фотографий года.

33 фотографии из 50-и посвящены политике во всех проявлениях. Самая важная с точки зрения Медузы тема — протесты (14): тётка показывает фак Трампу, палестинец жжет покрышки, полиция разгоняет евреев, митингующие в России, националисты в США, сепаратисты в Испании, даже футболисты-миллионеры против чего-то там. Также важны политики (8) и тема войн и мигрантов (8). Три фотографии рассказывают о терактах. Из неполитических тем можно выделить природные катаклизмы (6) и рукотворные аварии (3).

Центральная площадь города Насон, КНДР.
Сирийские мусульмане принимают пищу после вечерней молитвы.
Последствия пожара в Португалии.

Виды фотографии

Читаю книгу Антона Вершовского «Стрит-фотография, открытие плоскости». Книга состоит из 4-х глав. В первой главе он рассказывает о трёх типах фотографии, которые отличаются тем, как фотографы подходят к съёмке и какие цели они перед собой ставят.

Массовая любительская и коммерческая фотография исходит из принципа: «Главное — объект съёмки». Цель фотографа максимально ярко и полно раскрыть свойства этого объекта. Объектом может быть что угодно: человек, предмет, место, явление, событие. Поэтому кадры закатов не сильно отличаются от снимков с котятами или обнаженными женщинами. Счастливые невесты, средневековые церкви, небоскрёбы, скалы, жуки с каплями росы на панцире, мотоциклисты на вираже, звёздное небо, детские улыбки, толпа в карнавальных костюмах, еда на тарелке, пуля в полёте — всё это объекты. И они должны быть красивыми, или необычными, или возбуждать сильные эмоции.

«Характерная черта такого восприятия — зритель, он же зачастую и фотограф-любитель, не разделяет в своем сознании достоинства фотографии и объекта, который на ней изображен. Красивый объект для него равен красивой фотографии. Интересный сюжет равен интересному снимку. Поэтому можно сказать, что неподготовленный зритель не способен видеть собственно фотографию — он видит лишь предмет.»

За примерами далеко ходить не надо, зайдите на любой фотосайт или в ленту своего инстаграма.

Второй подход опирается на принцип: «Главное — самовыражение автора». В этом виде фотографии, которую автора книги называет «субъективистской», внешний мир вообще не важен, важны переживания автора, которые он пытается донести до зрителя. Его персональный опыт, отношение к миру или просто необычная техника съёмки. Именно поэтому фотографы-творцы с удовольствием снимают на просроченную плёнку или через цветное стекло, или на просроченную плёнку через цветное стекло с чулком на объективе. Их работами можно восхищаться, но не пытаться повторить или понять.

Пример — серия «Калифорния» Джона Чиары. https://www.lensculture.com/articles/john-chiara-california. Он снимает пейзажи на огромную самодельную камеру-обскуру, получая сразу готовое изображение безо всяких фотошопов или проявителей. Фотографии выглядят вот так.

Третий подход к фотографии основывается на том, что ценно само изображение, а не сфотографированный объект или чувства фотографа.

«Глядя на изображение, нужно видеть не только объект, но и изображение само по себе. Целью художественной фотографии является создание ограниченного рамками участка плоскости, заполненного формами, линиями, тонами и цветом таким образом, что он объединен в целое композиционными и смысловыми связями между элементами, и главное — несет красоту и смысл, отличные от тех, которые уже содержались в реальности.»

Звучит немного сложно и запутано. О чём идёт речь проще понять, если просмотреть на пару фотографий ниже (автор Мэтт Стюарт если что). Как видно тут есть и смысловые связи, и связи по сходству, причём связи существуют только на изображении. В реальности жест модели с плаката никак не связан со спящей женщиной, как и колесо обозрения с велосипедистом.

Если провести параллель с литературой, то первый подход даёт нам интервью с метеорологом в местной газете, второй — рассказ вашего друга, как он застрял на машине в сугробе, а третий — стихотворение «Мороз и солнце, день чудесный!»

Подводя итог: прежде, чем оценивать чужие, да и свои фотографии стоит задуматься о том, какой рода фотографию мы видим: любительскую, документальную, коммерческую, арт-работу, упражнение в технике съёмки или художественную фотографию.

Ранее Ctrl + ↓