важные
все

О фотографичности

Я продолжаю читать книгу Антона Вершовского «Стрит-фотография, открытие плоскости». Заканчивая первую главу, он размышляет о том, какую фотографию можно назвать художественной, и в чём эта художественность заключается. И в своих рассуждениях он цитирует известную работу Зигфрида Кракауэра — «Природа фильма» (1960).

Основной эстетический принцип, по мнению Кракаэра, заключается в том, что «произведения того или иного искусства эстетически полноценны тогда, когда они создаются на основе специфики его выразительных средств. И напротив, если произведение чем-то идет вразрез этой специфике— скажем, имитирует эффекты, более „естественные“ для другого искусства,— оно вряд ли будет эстетически приемлемым».

Что же отличает фотографию от других видов искусства? Кракауэр отмечает четыре особенности фотографии: непостановочность, случайность, незаконченность, смысловая неопределённость.

«Первая. Фотография явно тяготеет к неинсценированной действительности. Снимки подлинно фотографичны тогда, когда в них чувствуется намерение автора воспроизвести физическую реальность в том нетронутом виде, в каком она существует помимо него. Иногда границы между инсценированными и неинсценированными условиями почти неуловимы.

Вторая. Тяготение фотографии к неинсценированной действительности определяет ее склонность подчеркивать элементы ненарочитого, случайного, неожиданного. Случайные события—лучшая пища для фотоснимков.

Третья. Фотографии свойственно передавать ощущение незавершенности, бесконечности, возникающее от подчеркивания элементов случайного, которые на фотографии, будь то портрет или уличный снимок, запечатлеваются скорее частично, нежели полностью. Фотография хороша только тогда, когда она не оставляет впечатления законченности. Рамка фотокадра—лишь условные его границы; его содержание связано с содержанием остающегося за рамкой; его композиция говорит о чем-то невместимом — о физическом бытии.

Четвертая, и последняя. Фотография склонна передавать ощущение неопределенного содержания, смысловой неясности. На самом деле, поскольку фотограф отбирает содержание своих снимков, он и строит композицию и наделяет их смыслом. Запечатлевая натуру, фотографии наряду с этим отражают и попытки автора постичь и разгадать ее. Но в основном никакой отбор не лишает фотографии склонности к неорганизованному и несобранному, придающей им документальный характер. Поэтому смысловая неопределенность и многозначность, окружающая фотографии словно бахромой, неизбежна».

По идее, чем сильнее на снимке выражены эти 4 особенности, тем большее впечатление должна производить фотография. Сравним известный портрет Сальвадора Дали и фотографию Евгения Канаева.

Вопрос: на каком снимке больше сюрреализма?

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное