Фотодебри

Заметки о фотографии

важные
все

16.10 — о книгах

На прошлой неделе прочитал 2 книги по фотографии: «Сущность фотографии» Брюса Бэрнбаума и «Дзен-камера» Давида Ульраха. Оба автора — американцы, оба — пейзажисты и оба — преподаватели с большим стажем. Обе книги посвящены вопросам творчества при съёмке, обе книги — содержательные и полезные (хотя в «Дзэн-камере» многовато воды и дзэна).

2018   книги

Первые впечатления от Capture One

Стоило только снова заинтересоваться фотографией, как сразу и мастер-класс подвернулся и в командировку в горы съездил. Начал разбирать фотографии, пришло письмо, что вышла специальная версия программы Capture one для фуджи: бесплатная — немного урезана по функциям, но для базовой обработки достаточна. Полная версия стоит 200 евро, триал 30 дней, ну и торрент-треккеры пока ещё никто не отметил.

Первые впечатления после лайтрума: непривычный и потому неудобный интерфейс, при том, что и лайтрум удобным не назвать. Инструменты как будто те же самые, но работают чуть иначе и это тоже бесит.

Однако же, после нескольких видеоуроков и вечеров за компьютером понимаешь, что С1 куда как более продуманный. Эстеты из ютуба дружно восхищаются замечательным цветом который С1 даёт сразу и качеством конвертации. Ничего не могу сказать по этому поводу.

Понравилось же, что программу очень легко настроить под себя: панели инструментов можно двигать, как хочешь. Горячие клавиши почти на всё (совсем как в автокаде).

Инструменты напоминают фотошоп: есть уровни, нормальные кривые, слои, маски, и понятный редактор цветов с возможностью создавать маски на основе цвета. Есть и другие отличия. Главное же, мне понравился сам процесс обработки.

К чему я веду. Иногда, чтобы изменить отношение к какому-то занятию, достаточно поменять совсем немного.

11.10 дайждест

И короткий дайджест почитать-посмотреть:

  1. Интервью Дмитрия Маркова о репортаже из Чечни:
  1. Сам репортаж с фотографиями на Медузе:
    https://meduza.io/feature/2018/09/26/monitor-1
  1. Стрим Андрея Зейгарника, преподавателя школы Профайл, «Мои фотопроекты»:
  1. Из телеграма: статья про то, как высота источника света влияет на портрет:
    https://zen.yandex.ru/media/koldunov/osvescenie-v-portrete-vysota-istochnika-sveta-5bba3f40849b0200ad2706e1?from=channel
  1. Из телеграма-2: статья про обработку пейзажей в стиле Техниколор:
    http://jejeya.pictures/tcv42

09.10 — о поездке в Бурятию

На вторую часть МК я не смог пойти из-за внезапной командировки. Она была хоть и внезапной, но не дальней — в Орликский район соседней Бурятии. 370 километров на машине, которые складываются из ста километров по серпантинам Култукского тракта, двухсот километров по Тункинской долине до Монд и остатка — по горной гравийке в сторону Орлика.

Как известно всем иркутянам, дорога проходит через живописные места. Ещё большей живописности ей придал сильный снегопад, что прошел накануне ночью, и постоянная перемена погоды в течение дня. Пока мы ехали нас накрывало то дождём, то снегом, то солнечными лучами. Несколько раз мы останавливались специально ради фотографий, но чаще я фотографировал просто через открытое окно.

Рецепт успеха: выдержка — от 1/400 секунды. Передний план при этом чуть размывается, но средний и дальний остаётся резким. Под выдержку надо подобрать ИСО — 400-600 и компромиссную диафрагму — f/5.6, а фокусироваться сразу вдаль (на гиперфокальное расстояние). Да фокусное расстояние объектива — в районе 35 мм — не слишком широко, чтобы обочина в кадр не лезла, и не слишком узком, чтобы не сказывалось движение. Снимать в серийном режиме, и следить чтобы водитель не сильно разгонялся.

Сюда бы парочку фотографий... но может быть позже.

МК Максимишина

Написал на отгул на работе, чтобы посетить мастер-класс Сергея Максимишина. Для тех кто не в знает, Максимишин — один из небожителей с олимпа отечественной фотожурналистики и рассказчик совершенно невероятных историй. Собственно мк и называется «Фотограф как рассказчик». Сегодня была скорее вводная часть: мы смотрели репортажи как самого Максимишина, так и его учеников, — с комментариями и объяснениями, какие снимки и зачем отобрали для публикации, и в каких условиях вообще снимали. Завтра будет вторая часть, заявлена продолжительность 8 часов. Думаю она будет ещё интереснее, и главное содержательней, но к сожалению, сходить не смогу. Увы.

Мастер-класс проходит в рамках фестиваля «Байкальская пресса 2018» в корпусах арт-завода Доренберг, это в Рабочем. Тут мне хочется высказаться поподробнее. По-моему, площадка выбрана на редкость неудачно. Во-первых, сам этот арт-прости-господи-завод, расположен в ужасном месте: с одной стороны — тюрьма, с другой — Маратовская развязка, напротив шиномонтажка, автомойка и всё в таком духе. С тыла подпирает гора, таким образом Доренберг прижат к пыльной, вонючей и вечно забитой машинами улице Баррикад, где тротуар не слишком отличается от обочины. С общественным транспортом там всё сложно, на машине — тоже придётся помучиться в пробках. Добавим к этому внезапный снегопад, дорожные работы, час... отсутствие отопления в лекционном зале, какие-то проблемы с проектором, удлинителем, микрофоном и колонками. На месте Максимишина, я бы трижды подумал, ехать в Иркутск ещё раз или нет.

О слушателях. У меня сложилось впечатление, что собственно фотографов там было мало, если вычесть любителей, типа меня, — то человек 10 максимум. Остальные, видимо, журналисты. Ещё удивило количество женщин, их пришло раза раза три больше, чем мужчин. В перерыве женщины кинулись фотографироваться с мэтром, мужчины же предпочли фотографировать со вспышкой во время мастер-класса. Кстати, прийти туда совсем не проблема: мастер-класс бесплатный (чем возможно и объясняется разгильдяйство в организации), фэйс-контроля нет, приходи и слушай. Поэтому, дорогие мои 14 подписчиков, если у вас есть возможность, сходите завтра на вторую часть.

03.10

Между делом слушаю подкаст о современной музыке в России. С 19 минуты авторы (ведущие? собеседники?) обсуждают, что станет со всеми терабайтами музыки и видео, которые сегодня лежат в контакте или на ютубе. Всё исчезнет, уверены они, и очень быстро.

https://soundcloud.com/rushuffle/17-pochemu-sovremennaya-pop-kultura-odnorazovaya

Та же участь ждёт и фотографии. Контакт, инстаграм, фликр и прочие фотохостинги — всё сгинет. Пример тому — ЖЖ, который не выдержал конкуренции с соцсетями. Однако, куда интереснее, что станет с нашими собственными цифровыми архивами. Проще говоря, смогу ли я через 30 лет посмотреть свои сегодняшние фотографии?

Если кадры плёночной эпохи напечатаны и лежат в альбомах, которые можно открыть просто руками и без электричества, то фотографии на компьютере — нематериальные файлы. Их сохранность зависит не только от жесткого диска, но и от операционных систем, сохранённого формата, программ-просмотрщиков, и от случайно нажатой клавиши Delete. И ведь почти никто их не печатает.

Ещё один нюанс — фотоаппараты безнадёжно проиграли смартфонам. То, что фотографии с телефонов хуже качеством — не так уж и важно. Плохо то, что эти фотографии часто не достигают даже компьютера. Они отправляются в мессендеры и соцсети, где и пропадут со временем. А потом у вас что-то случится с телефоном...

2.10

После полугода затишья у меня снова проснулся интерес к фотографии. Летом я брал камеру только в походы и поездки, снимал мало, без энтузиазма, инстаграм забросил, ничего не читал и ни на какие выставки не ходил. В сентябре я стал реже кататься на велосипеде, листва раскрасилась желтым и красным, Солнце перешло в знак Девы, образовав гармонию с Юпитером в Скорпионе, и я вспомнил про фотоархив, который всё разбираю и никак не могу разобрать, и начал фотографировать на прогулках.

История цвета. Зелёный

Дочитал третью книгу по истории цветов — про зелёный. По своей структуре она ничуть не отличается от двух предыдущих книг: Античность, Средние века, Новое время, наши дни; цвет моря у греков, цвет в христианской церкви, краски, красители и красильщики средневековых городов, геральдика и рыцари, художники, физики, открытие спектра, теории цвета.

Автор рассказывает множество самых разных историй. Например, в Риме зелёный цвет (как и синий) считали вульгарным, но вот император Нерон зелёный просто обожал. Или такой занимательный факт: из-за того, что красильщики долгие века не могли получить хорошую зелёную краску, зелёный часто символизировал всё изменчивое и преходящее: юность, любовь красоту и одновременно лживость, предательство и коварство. И возможно по этому именно зелёный стал цветом денег и нездорового азарта... и так далее.

Самое главное, о чём все три книги:

«Все, что касается эмоционального воздействия цветов, внутреннего отклика, который они будят в человеке, и космического значения, которое якобы им придается, — все это сугубо индивидуально. Все зависит от того, кто созерцает, от его окружения и его времени, от его эмоционального и культурного багажа.»

«В западноевропейском обществе, в его социальных кодах, обычаях и традициях, эмблемах и символах задействованы шесть базовых цветов: белый, красный, черный, зеленый, синий, желтый; так было и в XII, и в XVII, и в XIX веке. За этими шестью с большим отрывом следуют пять второстепенных цветов: серый, коричневый, розовый, фиолетовый и оранжевый. А дальше… дальше ничего нет. По крайней мере, никаких цветов, только оттенки и оттенки оттенков.»

На зелёном цвете серия пока заканчивается, по словам автора впереди ещё две книги, которые будут посвящены желтому и красному.

2018   книги   цвет

История цвета. Чёрный

Следом за книгой по истории синего цвета прочитал книгу про чёрный. В текстах много пересечений потому, что и в обоих случаях история цвета рассказывается, как история символики и технологии в тех или иных обществах.

В отличии от синего чёрный был значим всегда, отношение к нему чаще всего было амбивалентным. Например, в христианских культурах чёрный был как цветом дьявола, греха и ада, так и цветом смирения и монашеской строгости. В одних обществах его любили, а в других — избегали.

Что касается сегодняшних дней, то не трудно увидеть, что чёрный очень распространённый цвет, подверждение тому — одежда, машины, бытовая и компьютерная техника (в данный момент я набираю текст с клавиатуры чёрного цвета, сидя на чёрном офисном стуле, корпус процессора и корпус монитора, и коврик для мыши, и наушники рядом, и экран телефона — всё чёрное). Отчасти эта популярность чёрного (как и белого с серым) объясняется пуританской моралью конца 19-го — начала 20-го века, когда и началось промышленное производство бытовых товаров.

2018   книги   цвет
Ранее Ctrl + ↓