Фотоархив
Как организован мой фотоархив
Все фотографии хранятся в одном месте — в папке Фотоархив, где они разложены в папки по датам съёмки. Я не разделяю архив на мои или чужие фотографии, проектные, коммерческие, бесцельные или учебные съёмки. Снимки с разных фотоаппаратов и телефонов также лежат вместе. Организовано это так:
- Папки первого уровня названы по годам — просто 2018, 2017, 2016 и так далее.
- В каждой папке года — 12 вложенных: 2018-01 Январь, 2018-02 Февраль...
- И уже там находятся папки со съёмками: 2018-01-01 Новый год, 2018-01-02 Каток, 2018-01-05 Baikal, 2018-01-07 Рождество и так далее.
- Если две разных больших съёмки в один день, то создаю две папки, например: 2018-01-15 Стрит, 2018-01-15 Лыжные соревнования.
- Если несколько дней снимал одно и то же, то создаю объединяющую папку и нумерую её по первому дню. Например, папка 2018-01-05...07 Baikal включает в себя съёмки трёх дней и три же подпапки 2018-01-05 Baikal, 2018-01-06 Baikal, 2018-01-07 Baikal.
Такая структура архива позволяет спастись от хаоса, который непременно возникнет, если раскладывать фотографии просто по жанрам или событиям, без привязки ко времени.
По идее после обработки в каждой папке типа 2018-01-05 Baikal должны появлявиться вложенные папки с результатами обработки: PSD (файлы обработки в фотошопе), JPEG (для интернета) и TIFF (для печати). Пока же я складываю готовые для интернета картинки в отдельную папку «Обработка» и там, увы, беспорядок.
Теперь, о программах-каталогизаторах. Каждая фотография-файл, которую вы получили от фотоаппарата помимо изображения содержит текстовую информацию, так называемые метаданные, — это сведения о камере, объективе, времени и месте съёмки, экспозиции и кучу ещё всего. Именно с этой информацией и работают каталогизаторы. Они позволяют вам добавлять в метаданные свою информацию — название, описание кадра, ключевые слова, авторство, оценки, цветовые метки.., и самое главное — легко отбирать фотографии на основе этой информации. Плюс собирать фотографии в коллекции, не перемещая файлы на диске. Когда фотографий тысячи, — это очень удобно.
Сам я пользуюсь лайтрумом (Adobe Lightroom). Однако, во-первых, лайтрум — это скорее рав-конвертер. Во-вторых, он платный. Если вы не фотографируете в рав и не обрабатываете фотографии, то связываться с этой программой нет нет смысла. Наконец, в-третьих, есть отличное бесплатное приложение от той же компании — бридж (Adobe Bridge). Причём оно работает не только с фотографиями, но и вообще с любыми файлами. Чтобы разобраться с возможностями бриджа — посмотрите мастер-класс Андрея Журавлёва.
Другое отличное бесплатное решение — пикаса (Google Picasa). Хотя прошло уже два года, как гугл закрыл проект, программа не успела устареть, и пользоваться ей одно удовольствие. Главное преимущество пикасы перед бриджем — она распознаёт лица на фотографиях (даже получше, чем лайтрум). Плюс к этому — программа очень быстрая, лёгкая, интуитивная понятная. Рекомендую.
Вернёмся к архиву. После того, как фотографии рассортированы по датам и событиям хорошо бы переименовать их потому, что номера, которые фотоаппарат назначил снимкам (типа DSC_0046, IMG_8950, DSCF4347), никак не помогут быстро найти нужный кадр. Я обычно переименовываю фотографии по шаблону Дата+Событие/Сюжет+Номер. Например, «2018-02-07 Skate tour, Goloustnoe (DSCF4347)», «2018-02-10 Trasport (DSCF2750)». Внутрикамерный номер сохраняю, чтобы не использовать счётчик. Латиницу — чтобы избежать проблем с кодировками.
Следующий шаг — присвоить фотографиям ключевые слова, как хэштэги в инстаграме. С ключевыми словами всё вроде бы просто. Кажется, чем их больше — тем лучше, однако присваивать каждой фотографии кучу ключевых слов — занятие чересчур долгое и утомительное. Я ключевые слова использую по минимуму, и присваиваю их сразу группам фотографий. Назначаю их исходя из логики: отметить цель съёмки, жанр (если это важно), место, событие или сюжет, кто изображен на фотографии и что. Поясню на примерах.
Ключевые слова дают возможность быстро отсортировать фотографии, при необходимости составить подборку или найти конкретный снимок. Пакетный подход к расстановке тэгов позволяет сэкономить время на это занятие. Если же времени в избытке, то помимо ключевых слов каждую фотографию можно описать хоть абзацем текста. Для этого в метаданных есть специальное поле — desciption (оно же caption). Всего в метаданных — несколько десятков полей, заполнять которые по сути нет никакого смысла.
После того, как ключевые слова назначены, их можно использовать для создания подборок. В бридже и лайтруме такие подборки называются коллекции, в пикасе — альбомы. Фактически — это виртуальные папки или сохранённые запросы, которые никак не влияют на расположение файлов на жестком диске. Главный плюс — каждая фотография может входить в несколько тематических коллекций, и при этом не нужно копировать файлы на компьютере.
Например, я в течение зимы несколько раз ездил на Байкал снимать пейзажи, и хочу собрать лучшие фотографии вместе. Для этого поиске по фотографиям я задаю условия: ключевые слова baikal, ice, и рейтинг не ниже, чем 2 звезды. В результате программа покажет все фотографии, отвечающие этим критериям. Теперь их можно выделить и перетащить в коллекцию «Байкальский лёд». В брижде или лайтруме запрос можно сохранить как умную коллекцию, которая будет автоматически пополняться новыми фотографиями с тэгами baikal, ice, **.
Резюме.
Чтобы в фотоархиве был порядок.
- Храните фотографии в папках с названием Год-месяц-день-событие.
- Используйте программы для организации архива — Adobe Bridge, Adobe Lightroom, Picasa Google.
- Переименовывайте файлы.
- Отмечайте фотографии ключевыми словами.
- Объединяйте фотографии в альбомы.