Заметки о фотографии

важные
все
Позднее Ctrl + ↑

Фотоархив

Как организован мой фотоархив

Все фотографии хранятся в одном месте — в папке Фотоархив, где они разложены в папки по датам съёмки. Я не разделяю архив на мои или чужие фотографии, проектные, коммерческие, бесцельные или учебные съёмки. Снимки с разных фотоаппаратов и телефонов также лежат вместе. Организовано это так:

  • Папки первого уровня названы по годам — просто 2018, 2017, 2016 и так далее.
  • В каждой папке года — 12 вложенных: 2018-01 Январь, 2018-02 Февраль...
  • И уже там находятся папки со съёмками: 2018-01-01 Новый год, 2018-01-02 Каток, 2018-01-05 Baikal, 2018-01-07 Рождество и так далее.
  • Если две разных больших съёмки в один день, то создаю две папки, например: 2018-01-15 Стрит, 2018-01-15 Лыжные соревнования.
  • Если несколько дней снимал одно и то же, то создаю объединяющую папку и нумерую её по первому дню. Например, папка 2018-01-05...07 Baikal включает в себя съёмки трёх дней и три же подпапки 2018-01-05 Baikal, 2018-01-06 Baikal, 2018-01-07 Baikal.

Такая структура архива позволяет спастись от хаоса, который непременно возникнет, если раскладывать фотографии просто по жанрам или событиям, без привязки ко времени.

По идее после обработки в каждой папке типа 2018-01-05 Baikal должны появлявиться вложенные папки с результатами обработки: PSD (файлы обработки в фотошопе), JPEG (для интернета) и TIFF (для печати). Пока же я складываю готовые для интернета картинки в отдельную папку «Обработка» и там, увы, беспорядок.

Теперь, о программах-каталогизаторах. Каждая фотография-файл, которую вы получили от фотоаппарата помимо изображения содержит текстовую информацию, так называемые метаданные, — это сведения о камере, объективе, времени и месте съёмки, экспозиции и кучу ещё всего. Именно с этой информацией и работают каталогизаторы. Они позволяют вам добавлять в метаданные свою информацию — название, описание кадра, ключевые слова, авторство, оценки, цветовые метки.., и самое главное — легко отбирать фотографии на основе этой информации. Плюс собирать фотографии в коллекции, не перемещая файлы на диске. Когда фотографий тысячи, — это очень удобно.

Сам я пользуюсь лайтрумом (Adobe Lightroom). Однако, во-первых, лайтрум — это скорее рав-конвертер. Во-вторых, он платный. Если вы не фотографируете в рав и не обрабатываете фотографии, то связываться с этой программой нет нет смысла. Наконец, в-третьих, есть отличное бесплатное приложение от той же компании — бридж (Adobe Bridge). Причём оно работает не только с фотографиями, но и вообще с любыми файлами. Чтобы разобраться с возможностями бриджа — посмотрите мастер-класс Андрея Журавлёва.

Другое отличное бесплатное решение — пикаса (Google Picasa). Хотя прошло уже два года, как гугл закрыл проект, программа не успела устареть, и пользоваться ей одно удовольствие. Главное преимущество пикасы перед бриджем — она распознаёт лица на фотографиях (даже получше, чем лайтрум). Плюс к этому — программа очень быстрая, лёгкая, интуитивная понятная. Рекомендую.

Вернёмся к архиву. После того, как фотографии рассортированы по датам и событиям хорошо бы переименовать их потому, что номера, которые фотоаппарат назначил снимкам (типа DSC_0046, IMG_8950, DSCF4347), никак не помогут быстро найти нужный кадр. Я обычно переименовываю фотографии по шаблону Дата+Событие/Сюжет+Номер. Например, «2018-02-07 Skate tour, Goloustnoe (DSCF4347)», «2018-02-10 Trasport (DSCF2750)». Внутрикамерный номер сохраняю, чтобы не использовать счётчик. Латиницу — чтобы избежать проблем с кодировками.

Следующий шаг — присвоить фотографиям ключевые слова, как хэштэги в инстаграме. С ключевыми словами всё вроде бы просто. Кажется, чем их больше — тем лучше, однако присваивать каждой фотографии кучу ключевых слов — занятие чересчур долгое и утомительное. Я ключевые слова использую по минимуму, и присваиваю их сразу группам фотографий. Назначаю их исходя из логики: отметить цель съёмки, жанр (если это важно), место, событие или сюжет, кто изображен на фотографии и что. Поясню на примерах.

Эту фотографию я сделал в прошлом месяце, когда катался на коньках по Байкалу. Мы выехали из Голоустного в сторону Листвянки, но из-за сильнейшего встречного ветра через пару часов повернули назад. Кадр снят во время короткой остановки на отдых.
Итак, цель съёмки. Во-первых, на память о поездке, — ставлю тэг Memories. Во-вторых, для серии про озёрные коньки — Skaters. Жанр неважен. Место — baikal, ice. Событие — skate tour. Людей сняты силуэтами, лиц не разобрать, поэтому их не отмечаю. Что получилось в результате: Memories, Skaters, baikal, ice, skate tour. Эти ключевые слова я назначил сразу всем фотографиям в папке, плюс кое-где отметил людей.
Фотографию снял во время вечерней прогулки со штативом. Цель съёмки — просто красивая картинка для инстаграма, ничего не подписываю, достаточно пары звёздочек рейтинга. Жанр можно указать — ночной пейзаж — night, sity, landscape. Место — Тёплые озёра на Кузьмихе — kuzmicha. Добавлять что-то ещё не вижу смысла.
Этот снимок входит в репортаж про новый год. Для начала я выдел все фотографии в папке и присвоил им тег — NY2018. Те, что снял на улице получили ключевое слово — street. Часть серии про новогодние гуляния на сквере Кирова отмечаю — fest и подписываю место — kirov square. Так так здесь дед морозы крупным планом, можно было бы подписать что-нибудь про них, но я ограничусь тэгом — people. Итого — NY2018, street, fest, kirov square, people.
И последний пример. Фотография из похода на пик Черского. Опять же, я начинаю с того, что всем фотографиям из похода после переименования подписываю тег — tour. Дальше выделяю все фотографии с друзьями тэгом Memories, a пейзажные кадры с горами — landscape, mountain. Снимок выше и несколько других снятых в это же время получат специальные тэги — sunset и cherski peak. Как видите ключевых слов — совсем немного: tour, landscape, mountain, sunset, cherski peak.

Ключевые слова дают возможность быстро отсортировать фотографии, при необходимости составить подборку или найти конкретный снимок. Пакетный подход к расстановке тэгов позволяет сэкономить время на это занятие. Если же времени в избытке, то помимо ключевых слов каждую фотографию можно описать хоть абзацем текста. Для этого в метаданных есть специальное поле — desciption (оно же caption). Всего в метаданных — несколько десятков полей, заполнять которые по сути нет никакого смысла.

После того, как ключевые слова назначены, их можно использовать для создания подборок. В бридже и лайтруме такие подборки называются коллекции, в пикасе — альбомы. Фактически — это виртуальные папки или сохранённые запросы, которые никак не влияют на расположение файлов на жестком диске. Главный плюс  — каждая фотография может входить в несколько тематических коллекций, и при этом не нужно копировать файлы на компьютере.

Например, я в течение зимы несколько раз ездил на Байкал снимать пейзажи, и хочу собрать лучшие фотографии вместе. Для этого поиске по фотографиям я задаю условия: ключевые слова baikal, ice, и рейтинг не ниже, чем 2 звезды. В результате программа покажет все фотографии, отвечающие этим критериям. Теперь их можно выделить и перетащить в коллекцию «Байкальский лёд». В брижде или лайтруме запрос можно сохранить как умную коллекцию, которая будет автоматически пополняться новыми фотографиями с тэгами baikal, ice, **.

Резюме.

Чтобы в фотоархиве был порядок.

  1. Храните фотографии в папках с названием Год-месяц-день-событие.
  2. Используйте программы для организации архива — Adobe Bridge, Adobe Lightroom, Picasa Google.
  3. Переименовывайте файлы.
  4. Отмечайте фотографии ключевыми словами.
  5. Объединяйте фотографии в альбомы.
2018   архив

Lensculture

Продолжаю делиться ссылками на сайты с хорошими фотографиями.

Lensculture.com — интернет-журнал о фотографии, если верить английской википедии — один из самых авторитетных и значимых. Lensculture существует с 2004 года и с тех пор сайт превратился в энциклопедию современной фотографии: здесь опубликовано огромное количество проектов в жанрах от репортажа до файн-арта и интервью с сотнями фотографов со всего мира.

Да, для чтения нужно знать английский, и желательно хорошо. Сам я с трудом продираюсь через частокол незнакомых слов и не всегда простую грамматику, и обычно смотрю лишь галереи. Так как журнал посвящен современной фотографии, смотрю я чаще в лёгком недоумении и раздражении потому, что редко понимаю «Что же хотел сказать автор?»

2018   ссылки

Отбор, собственный опыт

Я несколько раз писал про отбор фотографий «в теории». Сегодня расскажу, как сам отбираю хорошие фотографии.

Для начала важно понять, что отбор — это по смыслу продолжение съёмки. На съёмке вы же не фотографируете всё подряд, вы выбираете определённый объект, образ или сюжет и фотографируете. То есть, первичный отбор происходит, когда камера у вас в руках. Именно поэтому некоторые говорят, что плёночная фотография учит думать. Если на плёнке 36 кадров и катушка стоит 500 рублей, то поневоле начнёшь выбирать кадры прежде, чем нажмёшь на спуск.

Дома, сортируя фотографии за компьютером, вы продолжаете эту же работу. Только вы работаете с уже отснятым материалом. По-хорошему, сейчас вы отбираете те кадры, на которых ваш замысел лучше всего раскрыт. Одна идея — один (лучший) кадр. Это просто, если у вас 5 кадров, из которых нужно выбрать один. Задача усложняется, если кадров 50, и становится совсем сложной, когда их — 500.

Есть два подхода к отбору: первый — удалять плохие кадры, второй — выделять хорошие. Первый подход привлекает тем, что когда вы удаляете неудачные фотографии, то сразу освобождаете место на диске, и к тому же в результате у вас автоматически остаются хорошие кадры. Мне потребовалось много времени прежде, чем я убедился, что этот метод не работает. Во-первых, в этом случае я ищу недостатки фотографий. Такой негативный отбор быстро разочаровывает и убивает желание как разбирать съёмки, так и фотографировать вообще. Во-вторых, мне очень сложно нажать на «Delete», каждая фотография, какая бы смазанная или бессмысленная она ни была, кажется мне ценной, очень ценной. И как будто кто-то нашептывает на ухо: «А может она пригодится ещё?»

Второй подход — позитивный отбор. Мы просматриваем фотографии и отмечаем те, которые нам хоть немного нравятся. А потом ищем лучшие среди хороших, и великолепные среди лучших, и потрясающие среди просто великолепных. Для отбора нужен подходящий инструмент — программа-каталогизатор, с возможностью присваивать рейтинг фотографиям. Если вы фотограф, то вы уже используете Adobe Bridge, Adobe Lightroom или Capture One. Если вы незнакомы с этими названиями, то есть три пути: купить одну из перечисленных программ (случае Adobe — подписаться на сервис), скачать пиратскую версию с торрента или найти бесплатный аналог (например, Picasa Google, BonAView). Процесс позитивного отбора подробно описан в статье «Несколько слов про отбор фотографий».

На курсе Антона Климова мы отбирали фотографии именно так (про курс может ещё напишу). Для своего проекта я принёс 205 фотографий (которые уже выбрал из нескольких сотен), после первого просмотра мы оставили 86, после второго — 42. Затем мы более чётко сформулировали идею для серии, и из 42-х хороших фотографий мы оставили 20 именно под эту идею. Из них постарались составить некоторую последовательность, и в процессе отложили ещё 6 фотографий. Отбор вёл Антон с моим активным участием и комментариями остальных участников курса. В нескольких случаях мы даже проводили голосование между двумя фотографиями. Это был полезный опыт потому, что для других людей твои фотографии — просто картинки. Они не знают, как именно вы их снимали, насколько это было сложно или увлекательно, сколько вы времени выцеливали заветный кадр, как рано вам пришлось проснуться ради этой фотографии и как далеко уехать. Зрители не связаны вашими эмоциями и воспоминаниями, они более свободны в своих оценках.

В конце прошлого года я начал разбирать свой фотоархив, и попросил помощи у своей подруги (спасибо, Наташа)). С её участием дело сразу пошло на лад. Мы садим вместе перед компьютером, и если я «зависаю» над фотографией, она уверенно говорит: «Оставь, если так хочешь» или «Ничего здесь нет, таких фотографий — куча, давай дальше!», —
или, что самое приятное: «Вот эта мне нравится, оставь!» И когда приходит пора удалить слабые фотографии, она командует: «Удаляем, удаляем!»

Совет дня: отбирайте фотографии с подругами и друзьями!

2018   отбор

Завершая «Открытие плоскости».

Думаю, надо уже закончить с обзором.

Как я уже писал, первая глава — это скорее развёрнутое вступление, где автор рассказывает, чем коммерческая фотография отличается от художественной, и в чём заключается художественность этой художественной фотографии.

Вторая глава — о композиции в широком смысле слова.

«...художественная фотография — это, в том числе, и скрытое послание, а теория композиции — если и не универсальный ключ, то подсказка к поиску тайного смысла.»

И вся глава посвящена тому, как пользоваться этим ключом. Речь идёт о том что такое композиция вообще (нет это не правило третей), о том как люди воспринимают изображения, как на снимке передаётся перспектива и объём и так далее. Это самая сложная часть книги: здесь много теории, сложносочинённых предложений и анализа фотографий (да-да, когда на фотографии рисуют разные кружочки и линии). Вместе с тем, она самая важная и нужная. Потому, что объясняет, почему одни снимки хорошие, а другие — не очень. Возможно, после этого вы иначе посмотрите на некоторые известные кадры, или поймёте почему одни фотографии вам сразу нравятся, а на других «чего-то не хватает».

Третья глава «От гелиограмм к стрит-фотографии» — это очень-очень краткая, а потому поверхностная история фотографии. Может быть полезной, если вы вообще ничего не слышали про пиктореалистов или агенство Магнум.

Четвёртая глава — это отвлечённые рассуждения автора о том как развивается художественная фотографии, и много-много цитат.

Саму книгу можно скачать на сайте автора, там же ссылки, где купить бумажную книгу.

О фотографичности

Я продолжаю читать книгу Антона Вершовского «Стрит-фотография, открытие плоскости». Заканчивая первую главу, он размышляет о том, какую фотографию можно назвать художественной, и в чём эта художественность заключается. И в своих рассуждениях он цитирует известную работу Зигфрида Кракауэра — «Природа фильма» (1960).

Основной эстетический принцип, по мнению Кракаэра, заключается в том, что «произведения того или иного искусства эстетически полноценны тогда, когда они создаются на основе специфики его выразительных средств. И напротив, если произведение чем-то идет вразрез этой специфике— скажем, имитирует эффекты, более „естественные“ для другого искусства,— оно вряд ли будет эстетически приемлемым».

Что же отличает фотографию от других видов искусства? Кракауэр отмечает четыре особенности фотографии: непостановочность, случайность, незаконченность, смысловая неопределённость.

«Первая. Фотография явно тяготеет к неинсценированной действительности. Снимки подлинно фотографичны тогда, когда в них чувствуется намерение автора воспроизвести физическую реальность в том нетронутом виде, в каком она существует помимо него. Иногда границы между инсценированными и неинсценированными условиями почти неуловимы.

Вторая. Тяготение фотографии к неинсценированной действительности определяет ее склонность подчеркивать элементы ненарочитого, случайного, неожиданного. Случайные события—лучшая пища для фотоснимков.

Третья. Фотографии свойственно передавать ощущение незавершенности, бесконечности, возникающее от подчеркивания элементов случайного, которые на фотографии, будь то портрет или уличный снимок, запечатлеваются скорее частично, нежели полностью. Фотография хороша только тогда, когда она не оставляет впечатления законченности. Рамка фотокадра—лишь условные его границы; его содержание связано с содержанием остающегося за рамкой; его композиция говорит о чем-то невместимом — о физическом бытии.

Четвертая, и последняя. Фотография склонна передавать ощущение неопределенного содержания, смысловой неясности. На самом деле, поскольку фотограф отбирает содержание своих снимков, он и строит композицию и наделяет их смыслом. Запечатлевая натуру, фотографии наряду с этим отражают и попытки автора постичь и разгадать ее. Но в основном никакой отбор не лишает фотографии склонности к неорганизованному и несобранному, придающей им документальный характер. Поэтому смысловая неопределенность и многозначность, окружающая фотографии словно бахромой, неизбежна».

По идее, чем сильнее на снимке выражены эти 4 особенности, тем большее впечатление должна производить фотография. Сравним известный портрет Сальвадора Дали и фотографию Евгения Канаева.

Вопрос: на каком снимке больше сюрреализма?

BiF

Если чуть расширить рамки, то лучший способ развить хороший вкус в фотографии — смотреть на хорошие снимки (много) и читать хороших критиков (меньше).

Где найти хорошие фотографии и статьи? Начнём с сайта Bird in flight. В узких кругах он широко известен, а в более широких — не очень. Это интернет-журнал о фотографии, что интересно, материалы на русском языке и на английском — разные, есть смысл переключаться между версиями сайта.

На BiF вы найдёте рассказы об фотопроектах, книгах, конкурсах, интервью с фотографами как с русскими, так и с иностранными, и разные околофотографические новости. Радует, что написано всё на нормальном русском языке без жаргона искусствоведов и кураторов современного искусства.

В телеграме BiF тоже есть — @BifMagRu.

2018   ссылки

***

Павел Косенко на днях опубликовал статью-рассуждение о том, что такое хороший вкус, если речь идёт о цвете и цветной фотографии.

Статья интересная и большая. Если резюмировать, то хороший вкус — это способность различать большое количество оттенков цвета. Эта способность, как и любая другая, поддаётся тренировке. Специалисты, которые работают с цветом, художники например, различают намного больше цветов, чем «нетренированные» зрители. Именно по этой причине начинающие фотографы стремятся к насыщенным контрастным фотографиям, они просто не могут оценить разнообразие ненасыщенных оттенков.

На вопрос, как развивать своё цветное зрение ответ один: больше работать с цветом. Начните рисовать или смотрите больше хороших цветных фотографий.

2018   ссылки

О пейзаже

На новогодних праздниках съездил на Байкал, чтобы покататься на коньках и пофотографировать лёд. Сегодня я не буду рассказывать про озёрные коньки и о том, какое потрясение испытывают люди, когда впервые приезжают на Байкал зимой и видят бесконечную чёрную бездну под ногами, и огромные кинжалы сосулек на скалах. Я хочу рассказать про фотографов на Байкале.

Каждый год в январе — апреле сотни людей с фотоаппаратами едут в район Малого Моря с одной целью: фотографировать лёд: зеркальные отражения гор, ледяные поля, торосы, льдины, ледяные гроты, сосульки на утёсах, скалистые острова и мысы, закаты и рассветы. С каждым годом фотографов становится всё больше. Пик сезона — февраль-март, когда действует официальная ледовая переправа на остров Ольхон. Самые популярные достопримечательности: скала Шаманка на окраине Хужира, мысы Саган-Хушун и Хобой, пещеры на острове Харанцы, — в режимное время окружены фотографами со всех сторон. Обычны ситуации, когда на закате в одном гроте сидят пятеро человек и выцеливают одно солнышко между сосулек, или другие пять человек по очереди фотографируют причудливой формы льдинку. Фотографии у всех получаются вроде бы разными, но... если их перемешать между собой и попросить зрителя угадать автора каждой фотографии, то вряд ли он это сделает.

В эту поездку мы остановились на турбазе в районе Курминского залива. Там почти всегда чистый гладкий лёд, сильные ветра с Приморского хребта не дают снегу надолго залежаться. Благодаря хребту в этой местности часты высокие лентикулярные облака. Такое облако висело над заливом всю субботу, а к вечеру, когда солнце опустилось в просвет между ним и горами, все отдыхающие на льду увидели потрясающий закат: огромное огненно-оранжевое облако отражалась во льду, казалось, что даже воздух окрасился в золотой цвет. Естественно, все свидетели этого природного чуда (и я в том числе) достали свои фотоаппараты, смартфоны и принялись снимать шедевры. Чуть позже эти фотографии заполнили ленты соцсетей. Фотографии у всех получились замечательные и одинаковые.

И вот когда я смотрю на одну, вторую, третью фотографию этого заката, у меня возникает вопрос к самому себе: а насколько же мои фотографии отличаются от тех, что я уже увидел? Есть ли в этих кадрах нечто личное, то, что увидел и почувствовал только я? К сожалению, честный ответ в этом конкретном случае — нет.

2018   пейзаж

50 фотографий года

Медуза выложила 50 лучших фотографий года.

33 фотографии из 50-и посвящены политике во всех проявлениях. Самая важная с точки зрения Медузы тема — протесты (14): тётка показывает фак Трампу, палестинец жжет покрышки, полиция разгоняет евреев, митингующие в России, националисты в США, сепаратисты в Испании, даже футболисты-миллионеры против чего-то там. Также важны политики (8) и тема войн и мигрантов (8). Три фотографии рассказывают о терактах. Из неполитических тем можно выделить природные катаклизмы (6) и рукотворные аварии (3).

Центральная площадь города Насон, КНДР.
Сирийские мусульмане принимают пищу после вечерней молитвы.
Последствия пожара в Португалии.
Ранее Ctrl + ↓