Заметки о фотографии

важные
все
Позднее Ctrl + ↑

Виды фотографии

Читаю книгу Антона Вершовского «Стрит-фотография, открытие плоскости». Книга состоит из 4-х глав. В первой главе он рассказывает о трёх типах фотографии, которые отличаются тем, как фотографы подходят к съёмке и какие цели они перед собой ставят.

Массовая любительская и коммерческая фотография исходит из принципа: «Главное — объект съёмки». Цель фотографа максимально ярко и полно раскрыть свойства этого объекта. Объектом может быть что угодно: человек, предмет, место, явление, событие. Поэтому кадры закатов не сильно отличаются от снимков с котятами или обнаженными женщинами. Счастливые невесты, средневековые церкви, небоскрёбы, скалы, жуки с каплями росы на панцире, мотоциклисты на вираже, звёздное небо, детские улыбки, толпа в карнавальных костюмах, еда на тарелке, пуля в полёте — всё это объекты. И они должны быть красивыми, или необычными, или возбуждать сильные эмоции.

«Характерная черта такого восприятия — зритель, он же зачастую и фотограф-любитель, не разделяет в своем сознании достоинства фотографии и объекта, который на ней изображен. Красивый объект для него равен красивой фотографии. Интересный сюжет равен интересному снимку. Поэтому можно сказать, что неподготовленный зритель не способен видеть собственно фотографию — он видит лишь предмет.»

За примерами далеко ходить не надо, зайдите на любой фотосайт или в ленту своего инстаграма.

Второй подход опирается на принцип: «Главное — самовыражение автора». В этом виде фотографии, которую автора книги называет «субъективистской», внешний мир вообще не важен, важны переживания автора, которые он пытается донести до зрителя. Его персональный опыт, отношение к миру или просто необычная техника съёмки. Именно поэтому фотографы-творцы с удовольствием снимают на просроченную плёнку или через цветное стекло, или на просроченную плёнку через цветное стекло с чулком на объективе. Их работами можно восхищаться, но не пытаться повторить или понять.

Пример — серия «Калифорния» Джона Чиары. https://www.lensculture.com/articles/john-chiara-california. Он снимает пейзажи на огромную самодельную камеру-обскуру, получая сразу готовое изображение безо всяких фотошопов или проявителей. Фотографии выглядят вот так.

Третий подход к фотографии основывается на том, что ценно само изображение, а не сфотографированный объект или чувства фотографа.

«Глядя на изображение, нужно видеть не только объект, но и изображение само по себе. Целью художественной фотографии является создание ограниченного рамками участка плоскости, заполненного формами, линиями, тонами и цветом таким образом, что он объединен в целое композиционными и смысловыми связями между элементами, и главное — несет красоту и смысл, отличные от тех, которые уже содержались в реальности.»

Звучит немного сложно и запутано. О чём идёт речь проще понять, если просмотреть на пару фотографий ниже (автор Мэтт Стюарт если что). Как видно тут есть и смысловые связи, и связи по сходству, причём связи существуют только на изображении. В реальности жест модели с плаката никак не связан со спящей женщиной, как и колесо обозрения с велосипедистом.

Если провести параллель с литературой, то первый подход даёт нам интервью с метеорологом в местной газете, второй — рассказ вашего друга, как он застрял на машине в сугробе, а третий — стихотворение «Мороз и солнце, день чудесный!»

Подводя итог: прежде, чем оценивать чужие, да и свои фотографии стоит задуматься о том, какой рода фотографию мы видим: любительскую, документальную, коммерческую, арт-работу, упражнение в технике съёмки или художественную фотографию.

Генриета Брэкмен и Советское фото в 2017 году

В 1984 в Америке была издана книга Генриетты Брэкмен «Совершенное портфолио». Сегодня эту книгу можно найти на Амазоне с оценкой 4,3 из 5.

В апреле 1991 отрывок из этой книги опубликовали в журнале «Советское фото» в виде статьи «Секреты редактирования фотографий». Речь в статье шла об отборе лучших снимков для портфолио.

В 2017 эти секреты по-прежнему актуальны, и нелишне с ними познакомиться (скорее всего вы с ними уже встречались в том или ином виде).

2017   отбор

Ещё про отбор

Цитата из статьи про отбор http://photohelp-ru.livejournal.com/308652.html:

«Пример журналистской логики, упоминается у Кеннета Кобре в книге Photojournalism. The profeccionals’ approach.

  1. мы выкидываем все те фотографии, в которых не удалось поймать и однозначно раскрыть суть интересующего нас события. Иными словами, оставляем только те фотографии, в которых есть достаточное количество фактической информации.
  2. из оставшихся мы выкидываем все те фотографии, которые не устраивают нас по причинам крайне, радикально неудачной композиции или катастрофического технического качества.
  3. из оставшихся мы выбираем те работы, в которых либо а) у изображенных в кадре людей есть на лицах (или однозначно читается в жестах) сильная эмоция, либо б) сюжет кадра однозначно и без сомнений вызывает у стороннего наблюдателя, не имеющего отношения к сюжету, острую эмоцию.
  4. среди немногих оставшихся работ мы ищем те, которые могут вызывать у зрителя сопереживание, мы ищем работы, дающие эффект присутствия не только за счет широкоугольности оптики, но и эффект присутствия эмоциональный.

Если коротко, то информация — доступность прочтения кадра — эмоциональная компонента — убедительность высказывания.»

2017   отбор

Как отбирать фотографии?

Этот вопрос люди далёкие от фотографии часто вообще не понимают. «Что тут может быть сложного?» — спрашивают они: «Выбери, что нравится, остальное удали!» Потом они предлагают тебе посмотреть свои 500 фотографий с отпуска, и ты такой — ой, нет, давайте как-нибудь в другой раз. И твои друзья, и родители огорчаются.

Сам я очень не люблю разбирать свои фотографии. Если не просмотрел их в день съёмки — считай, всё, так они и будут лежать мёртвым грузом на жестком диске (слава богу, я не свадебный фотограф). Пару раз в год меня одолевает желание навести порядок в архиве. Сажусь за компьютер, три-четыре часа мучаюсь перед монитором, и желание исчезает.

Если фотосъёмка — это удовольствие, то отбор для меня — это всегда боль. Причём есть два вида боли. Первый вид — боль разочарования. Ты открываешь каталог с фотографиями и вместо шедевров видишь, насколько они ужасны и беспомощны. Где сюжет, где эмоции, где красота? Первое побуждение — удалить всё к чёрту и никогда больше не прикасаться к камере.

Однако ты берёшь себя в руки и листаешь фотографии дальше. Рано или поздно попадается неплохой или даже отличный кадр, и тут тебя настигает второй вид боли — мучения выбора. А насколько хорош этот кадр? Вот соседний, он почти такой же. И ты начинаешь сравнивать их между собой. И чем дольше сравниваешь, тем меньше они тебе нравятся и тем хуже у тебя настроение.

Как бы там ни было, я в очередной раз взялся за свой фотоархив. В этот раз решил отбирать не единичные кадры, а собрать несколько серий. Для подготовки и посмотрел курс Валерия Нистратова. Автор, опытный фотограф-документалист, 10 часов объясняет логику отбора на примере хороших проектов («Ниагара» Алека Сота, «Люди Сибири» Клодин Дюри, «Руины» Пётр Антонов и другие) и на примере слабых (здесь он заглянул на сайт Союза фотографов), и на собственных съёмках.

Методика отбора состоит из нескольких «несложных» этапов.

  1. Для начала скидываем все фотографии на компьютер.
  2. Явный брак и технические кадры удаляем.
  3. Отмечаем звёздочками или цветовыми метками все фотографии которые нравятся. Ещё лучше рассматривать фотографии не за компьютером, а на контрольных листах (это когда на листе А4 вы печатаете 30 превьюшек).
  4. Хорошие фотографии печатаем в формате 10х15 см и крепим их стене, металлической панели или пробковой доске (одним словом — большой вертикальной плоскости, мимо которой вы постоянно ходите).
  5. Дальше работаем с доской: группируем фотографии по сходству или по смыслу. Составляем их в пары или ряды, смотрим как они сочетаются друг с другом. Слабые или неуместные кадры убираем. И так до тех пор пока не получится хорошая серия. Спешить не следует.
  6. В результате для хорошего проекта у вас останется 50-60 кадров, которые можно будет оформить в альбом. Если дойдёт до публикации в журнале или выставки, то из этого массива потребуется отобрать 12-20 кадров (и тоже увязать их между собой).

Как видно, эта методика заточена под документальную или художественную фотографию, но вряд ли подойдёт для свадебных или рекламных съёмок, или коммерческого репортажа. Я ещё не пробовал её на собственных фотографиях, но мне она уже нравится (осталось за малым — купить металлический лист, магниты и дойти с флешкой до типографии).

Вопрос в зал: что вы делаете со своими фотографиями?

2017   отбор

Незнакомцы на улице

Одно из первых заданий курса — сфотографировать на улице 10 незнакомых людей с их разрешения, и при этом без цели получить шедевр портретного искусства. Задание с одной с одной простое, ведь по сути требуется просто нажать на кнопку десять раз. С другой стороны, как водится, — сложное. Очень многим из нас трудно не то, что сфотографировать, а — заговорить с незнакомцем без особой причины. Да даже, если и она и есть, найдётся ещё десять причин, чтобы промолчать. Главная цель упражнения — преодолеть свои страхи и стереотипы. Увидеть, что так можно — заговорить со случайным прохожим, попросить согласие на съёмку и сфотографировать его.

О собственном опыте.

На шкале от ноля до десяти, где ноль — болезненно застенчивая 14-летняя девочка, а десять — Брюс Гилден, я встану рядом с цифрой пять. Мой внутренний барьер — вопросы: «Зачем мне фотографировать этого человека?» и «Что я потом буду делать с кадром?». Обычные ответы: «Нууу не знаю, он (а чаще она) прикольный», «Скину на компьютер, где эта фотография будет лежать неизвестно сколько времени». Поэтому, в ситуации, когда мне захочется кого-то сфотографировать на улице, я скорее всего пойду себе дальше, или постараюсь снять его украдкой, чтобы никто не заметил. Впрочем, случаев, когда обращался к людям напрямую и после снимал их — наберётся несколько десятков. Так, что особых сложностей в общении у меня нет.

Для упражнения я взял камеру и пошел на набережную. Сейчас у нас морозы, от Ангары поднимается сумасшедший туман, он выпадет инеем на деревьях, поэтому там очень красиво. Прохожих мало, а те, что гуляют — любуются природой. Я обратился же к первому же человеку, это оказался мужчина, который сам фотографировал деревья в инее. Он даже вопросов задавать не стал. Потом была бабушка, за ней девушка, потом дворники... за час я столкнулся только с одним отказом, и всего снял больше двадцати человек. Самое главное, мне очень понравилось, и на работу я вернулся в отличном настроении.

Итак, если вам нравится стрит-фото, но вы боитесь незнакомых людей, вот вам задание: сделайте 10 портретов прохожих, спросив разрешение на съёмку.

2017   стрит

Два

Если для успеха в фотографии желательно фотографировать каждый день, логично предположить, что и для канала в телеграме нужно писать каждый день. С этим у меня уже возникли проблемы.

Во-первых, чтобы написать средний по качеству текст требуется намного больше времени, чем 100 раз нажать на спуска фотокамеры, и потом выбрать и обработать лучший кадр для инстаграма. На три абзаца текста я могу запросто потрать полтора-два часа.

Во-вторых, приходится думать, подбирать слова и переживать за пунктуацию. Мысли в голове перетекают одна в другую без точек и запятых, или мелькают как вспышки, что не ухватишь. Как выразить их коротко и ясно?

И в-третьих (бог ведь любит троицу), о чём писать, когда всё уже как будто написано? Тем более, если речь идёт о фотографии. Повторять за кем-то советы про правильную экспозицию или работу с кривыми в фотошопе, — так скучно, и проще дать ссылку.

Ок, это было вступление. Выше я писал, что фотографирую по большей части пейзажи. Я люблю походы и путешествия (кто их не любит), и люблю фотографировать, однако каждый раз, когда вижу восход солнца или панораму с обзорной точки, я не могу избавиться от мысли, что всё это уже снято. Горы, горные озёра и цветы с отражением в горных озерах уже тысячи раз были сфотографированы другими фотографами. И каждая красивая фотография смердит рекламным буклетом со стенда турфирмы.

Наверно поэтому неделю назад я сходил по случайному приглашению на  лекцию по документальной фотографии. Я ничего не ждал особенного (необходимое пояснение: я живу в Иркутске, а не в Москве), но лекция понравилась. Во многом потому, что лектор — фотограф Антон Климов, рассказал, как он от репортажей с городских праздников вырос до публикаций на Медузе и Ленте.ру. На следующий день я записался к нему на курс. И началась совсем другая жизнь...

П.С. На этот пост я потратил ровно час.
Постараюсь писать меньше, но чаще.

2017  

Поехали

Меня зовут Виталий Кравченко, я фотограф-любитель из Иркутска. Снимаю байкальские пейзажи и городские улицы, иногда репортажи и редко портреты. После некоторых сомнений завёл канал в телеграме, чтобы делиться своими мыслями и бесценными советами по фотосъёмке, куда уж без этого. В этот блог сохраняю записи оттуда.

Сразу закроем вопрос по технике: я снимаю на Х-Е1, одну из первых беззеркалок Фуджи, есть пара родных объективов и Гелиос с переходником. Для походов имеется штатив, спусковой тросик и фильтры. Из прочей полезной мелочи: внешняя вспышка, синхронизаторы для неё, стойка, зонтик. Плюс, фотографию на телефон — обычный самсунг j5 прошлого года. Хотя, на телефон сейчас снимаю намнооого больше. Потому, что он, в отличии от камеры, всегда со мной.

Пришло время для первого совета: Фотографируйте каждый день!

Всякие банальные советы невероятно полезны, если им следовать. Этот не исключение. Для успеха в любом деле нужна регулярная практика, и фотография, что удивительно, требует не меньших усилий и времени, чем занятия спортом, музыкой или рисунком.

Идеальный инструмент для ежедневной практики вы прямо сейчас держите в руке. Да-да, речь идёт про ваш телефон, лёгкий и компактный. Фотографируйте каждый день: дома, во дворе, по дороге на работу, и на работе, когда сидите с друзьями в кафе, или играете с детьми, когда вы ходите по магазинам, или стоите в очереди, или копаете картошку на даче, или для разнообразия, катаетесь на яхте в Средиземном море. Вообще всегда, когда глаз замечает, что-то для вас интересное, достаньте телефон, и сделайте кадр. Потом подумайте, а как можно это сфотографировать по-другому, и сделайте ещё кадр, и ещё, и ещё один раз, и с другого ракурса. Лучший снимок выложите в инстаграм, остальное — потом удалите.

Самое главное, не относитесь к этому слишком серьёзно, не мучайте себе себя, если нет желания. Пусть фотография будет для вас игрой, захватывающей игрой.

2017