История цвета. Синий
На прошлой неделе я отписался почти ото всех каналов в телеграме, удалил с телефона инстаграм и включил ограничитель на соцсети и сайты новостей, — устроил себе небольшие каникулы от интернета, чтобы сосредоточиться на работе и отдохнуть от потока очень важной информации, которую я забываю через пару дней.
За неделю в очередях и транспорте прочитал книгу Мишеля Пастуро «Синий. История цвета». Она тонкая, читается легко и увлекательно, и, как следует из названия, посвящена тому, как менялось отношение людей в западной культуре к синему цвету. Автор, профессиональный историк, рассказывает про религиозные традиции, производство красок и тканей, развитие теорий цвета у физиков и художников, и о многих других вещах, которые объединяет тема синего цвета.
Главная идея книги: «...цвет — явление прежде всего социальное. Именно общество „производит“ цвет, дает ему определение и наделяет смыслом, вырабатывает для него коды и ценности, регламентирует его применение и его задачи. Именно общество, а вовсе не художник и не ученый, и уж тем более не система органов человека и не созерцаемая нами картина природы. Проблемы цвета — прежде всего социальные, ибо человек живет не обособленно, а внутри общества.»
Краткое содержание: «Вначале мы показываем, что общества античной эпохи и раннего Средневековья относились к синему цвету с полным равнодушием; затем он постепенно набирает популярность во всех областях жизни: с XII века синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и престижными. Читатель увидит, какие социальные, моральные, художественные и религиозные ценности были связаны с этим цветом в разное время, вплоть до эпохи романтизма. И наконец, книга показывает триумф синего цвета в наши дни, еще раз напоминает о его многообразном использовании, о диапазоне его значений в прошлом и настоящем и задается вопросом о его роли в будущем.»
И несколько занимательных фактов:
Сегодня, что синий цвет — относят к холодным цветам, а желтый — к тёплым. Но оказывается, что в Средние века и раннее Новое время люди считали ровно наоборот. Сияющий синий был для них самым тёплым из цветов, а желтый считали холодным. Переоценка произошла не так давно — в 19-ом веке, когда синий цвет стали считать цветом воды (до этого считалось, что вода зелёного цвета).
У средневековых красильщиков было чёткое разделение по цветам и краскам. Те, кто красил ткани в красный цвет, не имели права красить в синий и наоборот. «Синим» красильщикам запрещалось работать с красными красителями. «Синие» и «Красные» соперничали между собой и с разными дубильшиками и кожевниками за чистую речную воду. «Синие» красильщики в добавок разделялись на гильдии тех, кто красил вайдой (дешевая краска из одноимённого растения) и тех, кто использовал индиго (очень дорогая краска из другого растения — индийской индигоноски). Объяснение — гильдии по разному платили налоги.
Или, например, такая история: до французской революции красный был цветом порядка или предупреждения об опасности. Знаменем революции он стал только в 1791 году после расстрела митингующей толпы на Марсовом поле.